Понятие и сущность внешней среды предприятия

Содержание

Введение.................................................................................................................2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПЛАНОВЫХ РЕШЕНИЙ..........................6

1.1 Понятие и сущность внешней среды предприятия......................................6

1.2 Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях.........................................................................................10

1.3 Влияние внешней среды на принятие плановых решений.........................16

2 ОЦЕНКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.........22

2 1 Общая характеристика ООО «Дальводстрой».............................................22

2.2 Оценка внешней среды ООО «Дальводстрой»............................................33

3 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРИНЯТИЕ ПЛАНОВЫХ РЕШЕНИЙ В ООО «ДАЛЬВОДСТРОЙ»..........................................................44

Заключение............................................................................................................47

Список использованной литературы..................................................................49

Введение

В современных реалиях в числе основных проблем управленческой деятельности четко обозначился принципиально новый, систематический характер условий функционирования деятельности предприятий. Изменения отдельных составляющих внешнего окружения, непрерывно следуя друг за другом, способны вызвать цепную реакцию качественных преобразований во внешней среде хозяйствующих субъектов, вследствие чего постоянно повышается степень ее неопределенности и появляются неучтенные факторы риска.

Динамично протекающие процессы в политической, экономической и социальной сферах принципиальным образом изменяют расстановку акцентов в практике внутренних и внешних приоритетов хозяйствующих субъектов, возрастает значение реакции фирмы на изменения во внешней среде.

Способность коммерческой организации развиваться в условиях трансформации внешней среды представляется как показатель ее рыночной стабильности и важнейшая составляющая ее конкурентоспособности. Это требует создания методологии, позволяющей рассматривать традиционную микроэкономическую проблематику с учетом влияния на поведение хозяйствующих субъектов важнейших составляющих макро- и микроокружения.

Высокий уровень воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятий обуславливает повышенный интерес со стороны руководства к исследованию внешнего окружения, так как своевременно полученные сведения позволяют адекватно реагировать на происходящие и предполагаемые изменения и принимать соответствующие решения, направленные на поддержание баланса с внешней средой и обеспечение устойчивых рыночных позиций.

Однако положение осложняется тем, что отсутствует систематическая, надежная и полная информация, всесторонне характеризующая общую ситуацию и конъюнктуру рынков, что в свою очередь снижает эффективность адаптационного механизма большинства отечественных предприятий.

Обеспечить условия быстрого реагирования на изменения среды можно только на основе постоянного мониторинга внешней среды. Для этого необходимы специальные инструменты диагностики. Знание общехозяйственной конъюнктуры позволяет снизить риск реализации неэффективных стратегий поведения в среде непосредственного окружения предприятия [23, с.28].

Более того, понимание тенденций будущего развития экономики позволяет хозяйствующему субъекту эффективно управлять и собственными внутренними изменениями, постоянно быть настроенным на инновации и тем самым обеспечивать себе сильные конкурентные позиции в бизнесе.

Вопросам исследования внешней среды и оценки ее влияния на функционирование хозяйствующих субъектов посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Не претендуя на полноту представленного списка, следует выделить авторов, которые, по-нашему мнению, внесли наиболее существенный вклад в этом направлении:

– в области оценки внешней среды хозяйствующих субъектов A.A. Богданов, В.Н. Садовский, Б.З., Мильнер, Л.И. Евенко и др.;

– в области стратегического управления – И. Ансофф, К. Боумен, У. Кинг и Д. Клиланд, М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, М. Портер, Г.Б. Клейнер, P.A. Фатхутдинов, М.М. Алексеева и др.;

– в области маркетинга – Ф. Котлер, Ж. Ламбен, Г.Л. Азоев, Е.П., Браверман A.A., Голубков, И. Спицин и Я. Спицин и др.

Опыт работы успешных предприятий показывает, что больше выиграли те, кто раньше начал проводить у себя реорганизацию всей системы управления. Многие сегодняшние проблемы роста российские предприятия, в первую очередь, увязывают с проблемами сбыта, а они тесно связаны с областью стратегического управления и в значительной мере зависят от состояния экономики в целом.

В основе развития систем управления, смены управленческих предпочтений, нового понимания миссии предприятия, изменения его положения на рынке по отношению к потребителям, партнерам, конкурентам, обществу, государству лежит изменение механизма адаптации хозяйствующего субъекта к меняющимся условиям среды.

Рост новизны задач и высокий динамизм изменения факторов внешней среды требуют разработки нового механизма управления предприятием, при котором на основе оценки изменений в среде будет вырабатываться стратегия развития предприятия, а также варианты собственного поведения на рынке  [2, с.34].

В условиях качественных макроэкономических изменений возрастает роль разработки новых концепций, моделей, стратегий развития хозяйственных систем на микроуровне, поскольку их поведение становится предопределяющим в формировании тенденций развития макросреды.

Перечисленные обстоятельства предопределили выбор темы работы, ее актуальность и основные направления исследования.

Цель курсовой работы – исследование роли анализа внешней среды в принятии плановых решений.

Для достижения цели исследования в настоящей курсовой работе поставлены и решены следующие основные задачи:

– рассмотреть современный рынок в описание внешней среды организации;

– изучить влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях;

– проанализировать внешнюю среду компании ООО «Дальводстрой»;

– на основе проведенного анализа внешней среды дать рекомендации по разработке и реализации управленческих решений ООО «Дальводстрой».

Объектом исследования в настоящей курсовой работе является предприятие ООО «Дальводстрой».

Предметом исследования – механизм взаимодействия предприятия и его внешней среды.

Методологической основой исследования является диалектический метод, методы дедуктивного и индуктивного анализа, абстракции, структурно-функциональный, сравнительный, системный и институциональный анализ.

Теоретическую базу исследования составили фундаментальные положения экономической науки (Семенов В.М., Титов В.И., Чуев И.Н., Чуева Л.Н., Фатхутдинов P.A.), теории управления (Васильев Ю.В.), менеджмента (Ямпольская, Д.О.) и др.

03.09.2018 17:03