Коррупция в сфере государственных закупок в России

Содержание

 

Введение................................................................................................................................. 3

Глава 1. Обзор существующих исследований............................................................. 6

Глава 2. Методология исследования............................................................................. 9

Глава 3. Причины возникновения коррупции в государственных закупках в РФ           15

3.1 Оппортунистическое поведение игроков........................................................... 15

3.2 Неполнота зафиксированных ФЗ №94 требований к процессу проведения государственных закупок............................................................................................... 18

3.3 Знакомство с заказчиком......................................................................................... 21

3.4 Неблагоприятный отбор поставщика из участников торгов....................... 22

Глава 4. Методология сбора данных........................................................................... 25

Глава 5. Результаты исследования.............................................................................. 27

Заключение......................................................................................................................... 33

Библиографический список........................................................................................... 37

 

Введение

Федеральный закон №94 вступил в силу в январе 2006 года. Основной целью являлось составление документа, регулирующего взаимоотношения в сфере государственных закупок и препятствующего распространению коррупции, наряду с продвижением конкуренции и эффективного распоряжения государственными деньгами. Это была одна из важнейших реформ за последние годы, которая перевела практику государственных закупок на новый качественный уровень, который можно назвать институтом. До вступления в силу упомянутого федерального закона данная сфера регулировалась исключительно разрозненными нормативными актами рамочного характера. А после явного увеличения объема государственных закупок, необходимость контроля за растущим объемом коррупции привела к реформированию системы в целом.

На то, что процесс госзакупок является ключевым для проведения махинаций с госфинансами, общественность обратила внимание совсем недавно, что подтверждает актуальность этой проблемы. Согласно данным Общественной палаты, 60% посетителей портала, а также 43% участников социологических опросов считают, что коррупция в РФ продолжает расти на всех уровнях власти. Антикоррупционные меры население считает неэффективными. По данным института социологии РАН, почти 90% россиян уверены, что они не улучшают ситуацию. «Левада-центр» опубликовал данные, что только 2% граждан считают борьбу с коррупцией успешной.[1]

Подавляющее число коррупционных действий сводится к лоббированию чиновниками интересов конкретных поставщиков. Самыми распространенными схемами коррупции являются откаты, махинации с тендерными предложениями и использование подставных компаний[2].

Благодаря открытому доступу к информации об электронных торгах, появилась возможность выявления случаев коррупции и возможность проведения тщательного анализа и разработки программ, препятствующих коррупции. Именно широкое освещение в СМИ и частое внесение поправок в закон явилось причиной выбора данной темы для анализа. В настоящий момент, по данным ВЦИОМа, 3/4 россиян (74%) отмечают очень высокую распространенность коррупции в обществе. На вопрос, возможно ли победить коррупцию, "нет" ответили 58% респондентов.[3]

94-ФЗ был ориентирован на борьбу с коррупцией с помощью таких инструментов, как повышение прозрачности процедур и четкое регламентирование возможностей обеих сторон – государственных чиновников как заказчика и поставщиков в качестве участников торгов. Таким образом, система была ориентирована на создание простых процедур, понятных каждому участнику процесса, а также на внедрение простых функций контроля и санкций, следующих за нарушения. Однако, за время функционирования этой системы, в 94-ФЗ было внесено огромное количество поправок, увеличившее его объем примерно в 3 раза. Несмотря на это, он по-прежнему оставляет некоторое поле для маневров с государственными финансами, которые могут приводить к неэффективному расходованию средств.

Главной целью этой работы является определение мотивационных факторов преступного поведения участников процесса, а информация, полученная в ходе исследования, будет иметь практическое (для повышения информированности общества о возможных фактах мошенничества) и теоретическое применение (для разработки эффективных государственных программ по борьбе с коррупцией).

 Задачей этого исследования является выявление методов борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок.

Исследование будет проходить с использованием количественного анализа – опроса студентов, административного персонала госучерждений и сотрудников отделов госзакупок в Москве, исследования случайной репрезентативной выборки состоявшихся процедур государственных закупок в РФ с помощью ресурсов сети Интернет, а также качественного критического анализа уже существующих исследований в этой области с выявлением предпосылок оппортунистического поведения. Это необходимо для дальнейшей разработки комплексного теоретического подхода к устранению явления коррупции в сфере государственного заказа и разработки целостной системы рекомендаций.

Следующий раздел посвящен обзору статей из научных источников, освещающих тему исследования, на основе научных подходов которых будет построено дальнейшее самостоятельное исследование. Третий и четвертый разделы работы посвящены методологии исследования и методам получения данных, в них раскрывается совокупность описанных мотивационных факторов использования коррупционных схем, а последующие разделы работы содержат полученные в ходе исследования данные, их интерпретацию и возможные комплексные рекомендации для устранения выявленных проблем.

 


[1] Коррупция непобедима?// Интернет-газета newslab.ru

[2] Многоликая коррупция. (Под редакцией Эдгардо Кампоса, Санджая Прадхана) 2010. C. 382

[3] Лучин А. Электронные административные регламенты // Экономика России: 21 век. 2004. 27 сент.

 

04.09.2018 16:57