Анализ деятельности сестринского персонала по организации вакцинопрофилактики (имунопрофилактика детей дошкольного возраста)

 Введение

Актуальность исследования. Вакцинация в настоящее время рассматривается как общепризнанный эффективный способ предупреждения ряда инфекций. Эффективность иммунопрофилактики многих инфекционных болезней доказана многолетней мировой практикой. При этом активная иммунизация в настоящее время рассматривается мировым сообществом не только как наиболее экономичное и доступное средство предупреждения инфекционных болезней, но и сохранения активного долголетия человека

В нашей стране вакцинация является государственной политикой, регламентированной соответствующими законами. Принятие в 1998 г. Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и возведение вакцинопрофилактики в разряд задач государственной важности привело к существенному увеличению охвата профилактическими прививками населения, особенно детей. Это привело к снижению заболеваемости прививаемыми инфекциями. В настоящее время энергичные меры по вакцинации населения в нашей стране предпринимаются в рамках национального проекта «Здоровье». Проводятся ежегодные Национальные дни иммунизации, предусматривается увеличение числа лиц, подлежащих вакцинации против краснухи, гепатита В, полиомиелита и гриппа. Ориентирами в деле успешного предупреждения инфекционных заболеваний в России служат следующие рекомендации ВОЗ: охватить прививками 95% детей в возрасте до 2 лет; вакцинировать 90% детей в возрасте старше 2 лет; охватить прививками 75-80% взрослых; контролировать миграцию населения из эпидемиологически неблагополучных районов

К сожалению, среди европейских стран Россия занимает одно из последних мест по охвату детей профилактическими прививками. В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века доля охвата детей прививками снизилась до 60-80%, и как следствие этого в 1991-1996 гг. на территории страны получила распространение дифтерия. В настоящее время ситуация несколько улучшилась, однако и сегодня профилактика инфекционных заболеваний у детей является одной из главных проблем отечественного здравоохранения, медицинской науки и практики, поскольку дети болеют инфекциями в 3 раза чаще взрослых. По данным статистики, особенно часто заболевают дети, посещающие детские дошкольные учреждения и интернаты. Они переносят острые инфекционные заболевания на 2-м году жизни до 4-6 раз, на 3-м - 3-4 раза, до 10% детей болеют еще чаще. На инфекции приходится до 90% внутрибольничной летальности. При этом надо учесть, что фиксируются не все случаи инфекционных заболеваний, так как у нас официальному учету подлежат не более 60 нозологических форм, а в мировой медицинской литературе описано до 2500 возбудителей инфекционных заболеваний.

Ухудшение эпидемиологической ситуации в России во многом связано с разноречивой информацией о вакцинопрофилактике. Негативную роль сыграли дискуссии в средствах массовой информации на эту тему, результатом которых стало негативное отношение многих родителей к вакцинации и полное отрицание мнения ученых и врачей. Это повлекло за собой массовый отказ от прививок, а вслед за этим - резкий подъем заболеваемости рядом инфекций, в отдельных случаях достигающий эпидемического уровня. Благодаря уже упоминавшемуся «Закону об иммунопрофилактике» (1998), предоставляющему возможность отказа от прививок, даже у многих медицинских работников сложилось мнение об их необязательности. Надо признать, официальная медицина допустила немало перегибов в этом вопросе. В погоне за отчетностью и соблюдением графика забывается об индивидуальном подходе к каждому ребенку, что является краеугольным камнем современной педиатрии. Недостаточно ведется разъяснительная работа с населением, уровень общей и медицинской культуры которого весьма различен.

В связи с этим приобретает чрезвычайную актуальность работа в области санитарного просвещения населения. Особое место в этом процессе принадлежит деятельности сестринского персонала. Медицинская сестра на современном этапе развития отечественного здравоохранения рассматривается государством и обществом как уникальная личность, способная самостоятельно выполнять круг определенных обязанностей на высоком профессиональном уровне. В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежит совершенствование сестринского дела, развитие научных исследований в данной области и использование их результатов в практическом здравоохранении. Оптимизация деятельности сестринского персонала и эффективное использование его профессионального потенциала может оказать существенное влияние на эффективность организации вакцинопрофилактики. Это и послужило основанием для проведения настоящего исследования и определило его актуальность.

Степень разработанности проблемы. Вопросам вакцинопрофилактики сегодня уделяется пристальное внимание как со стороны ученых, так и практических врачей. В современной литературе достаточно подробно освещается формирование поствакцинального иммунитета и влияющих на этот процесс факторов, разработан перечень противопоказаний к вакцинации, четко определены поствакцинальные реакции и осложнения. Немалое внимание уделяется тактике иммунизации детей с фоновыми заболеваниями, а также изучены особенности формирования иммунитета у них. В связи с появлением новых вакцин на страницах научных изданий обсуждаются вопросы их эффективности и преимуществ перед вакцинами, которые используются давно. Кроме того, предметом оживленных дискуссий в нашей стране является расширение Национального календаря профилактических прививок. Между тем исследований, посвященных изучению деятельности сестринского персонала по организации вакцинопрофилактики крайне мало. Большинство публикаций по этому вопросу в основном посвящены техническим аспектам проведения вакцинации, тогда как исследования, содержащие результаты оценки роли и значимости сестринской деятельности в вакцинопрофилактике практически отсутствуют.

Цель исследования - проанализировать деятельность сестринского персонала по организации вакцинопрофилактики.

Задачи исследования:

. Изучить теоретические основы организации вакцинопрофилактики.

. Исследовать деятельность сестринского персонала в организации вакцинопрофилактики (на примере ОГКУЗ Городская детская поликлиника).

. Разработать рекомендации по оптимизации деятельности сестринского персонала в организации вакцинопрофилактики.

Объект исследования - процесс организации вакцинопрофилактики.

Предмет исследования - деятельность сестринского персонала по организации вакцинопрофилактики.

Место проведения исследования - ОГКУЗ Городская детская поликлиника.

Методы исследования - в работе наряду с общенаучными методами (анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.) были использованы такие методы как контент-анализ источников отечественной и зарубежной литературы, социологический метод (анкетный опрос), статистический метод.

Объем исследования - в исследовании был проведен статистический анализ отчетных данных ОГКУЗ Городская детская поликлиника. В анкетном опросе приняли участие 50 человек.

Структура работы: данная работа состоит из введения, теоретической части, то есть обзора литературы; материалов собственного исследования, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения. Кроме того, работа дополнена таблицами, графиками и диаграммами.

04.09.2018 17:08